Неизвестный русский художник.
Портрет канцлера графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина.
Копия с оригинала П. Ротари
II половина XVIII в.
Холст, масло
59,0 х 46,5
Инв. Ж-576
О личности
Бестужев-Рюмин Алексей Петрович (1693-1766/68) – граф (1742-1758, 1762-1768), русский государственный деятель и дипломат. Кабинет-министр при дворе Анны Иоанновны. В правление Елизаветы Петровны сделал блестящую карьеру: был пожалован в вице-канцлеры, графы Российской империи, сенаторы и главные директора над почтами, великие канцлеры. За своеволие императрица лишила канцлера графского достоинства, чинов и знаков отличий. Был сослан вплоть до воцарения Екатерины II. Императрица возвратила опальному графское достоинство, чины и ордена и возвела в генерал-фельдмаршалы. По высочайшему указу была обнародована невинность графа. С 1741 по 1757 А.П.Бестужев-Рюмин руководил внешней политикой России.
Изображен с лентой и звездой ордена Св.Андрея Первозванного, с орденом Белого Орла на груди и с портретом Петра I на банте.
Атрибуция
На обороте холста надпись почерком XVIII в., воспроизведенная при дублировании: «алексей Петровичь безстужевъ рюминъ» и почерком XIX в. «№141». В музейной документации портрет считался работой неизвестного русского художника, относящейся к типу Л.Токе. Н.Г.Преснова (2002, кат. № 153) определила портрет как копию с оригинала, известного по гравюре Н.Маслова - тип, восходящий к оригиналу Л.Токе из собрания ГТГ. Однако известно несколько аналогов (ГЭ, ГРМ, Государственный музей истории Санкт-Петербурга), полностью идентичных по композиции кусковскому портрету. Это позволяет предположить, что в основе произведений лежит другой оригинал. В каталоге ГТГ (2015, кат.№ 304) дается ссылка на то, что портрет из ГРМ Г. Сердюкова был выполнен с оригинала Л.Токе. Вместе с тем, надпись на обороте аналогичного портрета Ф.Родионова из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга («Графъ Алексей Петровичъ Бестужевъ-Рюминъ…Живо= списанъ въ Санкъпетербурге 1757 году графомъ Ротариемъ. Копировалъ Родионовъ) свидетельствует о том, что оригинал принадлежал кисти П.Ротари и был создан в 1757 г., как и портрет Л.Токе. На основании иконографического сходства с указанными аналогами кусковский портрет может считаться копией с оригинала П.Ротари, вероятно несохранившегося.