Неизвестный русский художник.
Портрет графа Петра Андреевича Толстого.
Копия с оригинала И.Г.Таннауэра
II половина XVIII в.
Холст, масло
82,0 х 68,0
Инв. Ж-90
О личности
Толстой Петр Андреевич (1645-1729) - русский государственный деятель, граф (1724),
дипломат. Военную карьеру начал при содействии В.В.Голицына, фаворита царевны
Софьи, что обусловило приверженность П.А.Толстого антипетровской партии.
Участвовал в стрелецком бунте. Стольник царя Ивана Алексеевича. После падения царевны Софьи стал сторонником Петра I. был воеводой в Великом Устюге, где встречал
Петра I, едущего в Архангельск. В 1697-1699 путешествовал по Европе с целью изучения
морского дела. Оставил ценные путевые записки, которые вел во время путешествия. С
1701- посол в Константинополе. В 1716 сопровождал Петра I в поездке по Европе. По
поручению Петра I добился возвращения в Россию скрывавшегося в Неаполе царевича
Алексея. 1718 - возглавлял следствие по его делу, в результате чего награжден чином
действительного тайного советника и назначен сенатором. Первый министр Тайной
канцелярии. Содействовал возведению на престол Екатерины I, член Верховного тайного
совета. Будучи сторонником возведения на престол Елизаветы Петровны, рассорился с
Меншиковым, который одержал верх. Приговорен к ссылке в Соловецкий монастырь.
Изображен с лентой польского ордена Белого Орла.
Атрибуция
На обороте холста надпись почерком XVIII в.: «Графъ Петръ андръевичь толстой
тайной действителной советникъ и сенаторъ Копированной съ партрета писаннаго риго
славнаго французскаго живописца для партретовъ» и почерком XIX в. «№111» На
подрамнике и кромках холста фрагмент сургучной печати. На подрамнике число «70», что
соответствует номеру портрета в описях 1810 и 1814-1815 годов. Долгое время в музее портрет считался копией с Г.Риго на основании ошибочной
надписи на обороте холста. Однако уже в 1940 г. эта атрибуция была поставлена под
сомнение, и работа стала рассматриваться как копия с оригинала неизвестного
иностранного художника. В каталоге Н.Г.Пресновой (2002,кат. №228) портрет считается
копией неизвестного русского художника II половины XVIII в. с оригинала И.Г.Таннауэра
1719 г.