Портрет графини Анны Петровны Шереметевой-старшей


И.П. Аргунов
Портрет графини Анны Петровны Шереметевой-старшей.
Авторское повторение оригинала 1768 г.
1777 г.
Холст, масло
142,5 х 110,5
Инв. Ж-139

О личности

Шереметева-старшая Анна Петровна (1686 – 1728) – дочь Петра Петровича Салтыкова. С 17 лет замужем за дядей Петра I – Львом Кирилловичем Нарышкиным, от которого имела дочь Анну. Овдовев в 1705, вышла замуж за Бориса Петровича Шереметева(1712). Свадьба состоялась в Санкт-Петербурге, в присутствии Петра I и всего двора. В этом браке имела пятерых детей: Петра (1713–1788), Наталью (1714-1771), Сергея (1715-1768), Веру (1716-1789), Екатерину (1718 -1799). В духовном завещании Б.П.Шереметев выделил свою супругу особо, а также распорядился, чтобы графиня управляла всем домом, деревнями и воспитанием детей; разделение имения должно было происходить только с ее согласия. Графиня похоронена в Богоявленском монастыре.

Атрибуция

Справа на ножке консоли авторская подпись: «I. Argunoff Pinxit 17 11/7 77». Иван Петрович Аргунов (1729-1802) – портретист, иконописец. Крепостной князя А.М.Черкасского, затем графов П.Б. и Н.П.Шереметевых. В 1746-1749 учился у Г.Х.Гроота. Вместе с ним писал иконы для Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца, в 1753 – для Благовещенской церкви Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме. С конца1760-х управитель Миллионного дома в Петербурге. С 1788 – управитель московских домов графа Н.П.Шереметева. Писал портреты графов Шереметевых,выполнял официальные заказы.Имел живописную мастерскую и учеников – сыновей Павла, Николая, Якова, а также А.П.Лосенко, И.С.Саблукова, К.И.Головачевского.
 
Портрет 1768 г. были заказан И.П.Аргунову графом П.Б.Шереметевым уже после смерти графини. Он представляет собой так называемое «историческое» или «ретроспективное» изображение, при создании которого И.Аргунов для написания лица обратился к оригиналу из кусковского собрания - предположительно прижизненному (Инв. Ж - 49).  При создании  композиции был  использован портрет Марии Лещинской Ж.-М.Натье 1755 г., вероятно известный художнику по гравюре Ж.Тардье (см. Селинова, 1973.С.122-123). Портрет 1768 г. оказался настолько удачен, что через несколько лет П.Б.Шереметев заказал с него миниатюру для табакерки знаменитому ювелиру Ж.-П.Адору. В письме управляющему от 20 декабря 1772 г. граф указывает: «с портрета большого матушкина, который стоит в наугольной, поговори Одору, чтоб велел списать финифтной портрет в табакерку, поясной, чтобы мера дощечки было против посланной при сем бумажки; за работу цена известная: 50 рублев. Попроси, чтобы сходно и хорошо был списан» (Русский архив, кн. 1, №4. С.). Авторское повторение 1777 г., судя по документам, было выполнено не в Москве и доставлено в Кусково лишь в 1778 г.: «пишет ко мне Иван Аргунов, что списанный им для меня портрет матушкин для отправления в Москву отдан тебе. Отправить его вместе с портретом Петра Великого. В Москве, 4 января 1778 г.» (Русский архив, кн. 3, №9. с.5).

Учреждение,
подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

Оценка качества услуг
учреждений культуры