Портрет патриарха Филарета

Аудиогид


Неизвестный русский художник.
Портрет патриарха Филарета.
Копия по гравюре И.Штенглина с неизвестного оригинала.
II половина ХVIII в.
Холст, масло.
83,0 х 68,5
Инв. Ж-98

О личности

Филарет (ок.1554-1633) – в миру Федор Никитич Романов, патриарх Московский и всея
Руси в 1619-1633. Двоюродный брат царя Федора Иоанновича, отец первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича.

Атрибуция

На обороте холста надпись почерком ХVIII в., воспроизведенная при дублировании:
«филаретъ Никитичь патриархъ московски отцъ царя михаила феодоровича»
(зачеркнуто) и «№ 24 царь Грузинсия». На новом подрамнике сургучная печать,
перенесенная со старого холста. Из инвентарных книг музея известно, что на старом
подрамнике было число «115», что соответствует нумерации портрета в описи 1814-1815
годов. Надпись на обороте портрета «царь Грузинсия» и упоминание изображения в описях как
«царя грузинскаго ираклия» ошибочны, поскольку подобная иконография патриарха
Филарета известна по бесспорной гравюре И.Штенглина.
Важные сведения о портрете патриарха Филарета, иконографически и композиционно
идентичном кусковскому изображению, приводятся в статье «Замечательный портрет
патриарха Филарета» из «Русского архива» (1863, вып.4): «присланы были для хранения в
Московскую Оружейную Палату все картины и портреты, находившиеся в Коломенском
дворце…в числе прочих находился и портрет патриарха Филарета; он изображен в
святительском облачении и с наперстным крестом, надетым на золотой цепочке; правая
рука представлена раскрытою и лежащею на поясе; с левой стороны портрета, на
особом столике, написана была патриаршая митра. Когда первый слой пыли и грязи
сняли…, то сейчас же обозначилось, что портрет был подновлен и наклеен на новую
холстину, большей величины…проглянуло старинное письмо, где виделись краски
прочныя, и в тоже время нежныя и мягкия, обличавшия не казенное мазанье крепостнаго
живописца XVIII века, но кисть свободного художника стариннаго времени…в
настоящее время портрет, возстановленный в своем первобытном виде, может быть
отнесен к числу немногих, современных, и притом хороших портретов патриарха. Тут
Филарет Никитич изображен… в царском кафтане, перепоясанном дорогим поясом, и в
платье, надетом поверх кафтана и опушенном горностаем; на плечах надеты бармы,
опушенныя по нижнему краю тоже горностаем; на патриархе не крест, но панагия; волосы, на голове, усах и бороде, пострижены по обыкновению светских людей; наконец
правая рука патриарха оказалась сжатою и держащею скипетр! Портрет удалось
снять с холстины…и тогда на исподней стороне портрета открылась надпись: «Царь
Федоръ Микитичь», очевидно сделанная в XVII веке! В таком виде портрет помещен в
Знаменной Палате…Любопытно было бы сличить этот возстановленный портрет
патриарха Филарета, с тем, который хранится в палатах Чудова монастыря, и на
котором руки патриарха заставляют подозревать тоже позднейшую перекраску».
Поиски ранних изображений в музеях Московского Кремля выявили наличие в собрании
двух портретов патриарха Филарета: работы неизвестного художника XVIII в. (поступил
из Оружейной палаты) и кисти А.П.Антропова 1772 г. (поступил из Мраморного дворца).
Именно первый упомянут в статье как произведение XVII в. Местонахождение
изображения из Чудова монастыря не обнаружено. Близкая иконография кремлевских и
кусковского произведений позволяет сделать вывод о том, что первоисточником
аналогов явился оригинал, созданный в XVIII в.

Учреждение,
подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

Оценка качества услуг
учреждений культуры