Потрет царевны Марфы (Маргариты) Алексеевны

Аудиогид


Неизвестный русский художник.
Портрет царевны Марфы (Маргариты) Алексеевны.
Копия с неизвестного оригинала.
II половина XVIII в.
Холст, масло
85,0 х 69,5
Инв. Ж-157

О личности

Марфа (Маргарита) Алексеевна (1652 – 1707) – царевна, старшая дочь царя Алексея
Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны, сестра царевны Софьи, царей Федора III и Ивана V Алексеевичей и сводная сестра царя Петра I. Пострижена в
монахини под именем Маргариты в Успенском монастыре города Александрова.

Атрибуция

На обороте холста надпись почерком XVIII в., воспроизведенная при дублировании:
«царевна маргарита алексъевна № 27». Из инвентарных книг музея известно, что на
старом подрамнике были сургучная печать и число «27», что соответствует нумерации
портрета в описях 1787, 1788-1790, 1810 и 1814-1815 годов. В каталоге Н.Г.Пресновой (2002,кат.№203) дана ссылка на Д. Ровинского (1887,ст.1257),
которой «указывает на существование двух оригиналов: а) Неизвестный художник,
Александровский Успенский монастырь ,б) Тютрюмов, ГЭ, Романовская галерея. 6507».
Однако в тексте Д. Ровинского (1887,ст.1257-1258) портрет работы Н.Л. Тютрюмова
значится не оригиналом, а копией: «Оригинал этого портрета находится в
Александровском Успенском монастыре…Копия с этого портрета, написанная Акад.
Тютрюмовым, находится в Романовской галерее». Как известно, Н.Л. Тютрюмов работал
над созданием копий для Романовской галереи Зимнего дворца в 1860-х гг. и не мог быть
автором «оригинала» для кусковского портрета. В то же время копия портрета работы Н.
Тютрюмова не имеет иконографического и композиционного сходства с портретом из
Успенского монастыря и восходит к неизвестному оригиналу. Таким образом, кусковский
портрет инокини Марфы представляет собой третий иконографический тип.
Анализ и датирование аналогов позволяет предположить, что кусковская галерея уже в
XVIII веке обладала изображением царевны, которое по неизвестным причинам не
оказалось в ряду 36 портретов, отобранных в Кускове в качестве образцов при создании
Романовской галереи по велению Николая I. Известно, что «к 1861 году в галерее не было
ни одного портрета Марфы Алексеевны… По докладу Ф.А. Бруни занялись разысканием
ее портрета в Оружейной палате. Однако его там не оказалось, а директор Оружейной
палаты – А.Ф.Вельтман сообщил, что портрет находится в Александровском Успенском
Девичьем монастыре…летом 1861 года он был доставлен в Петербург»
(В.А.Кадочникова.2014) .

Учреждение,
подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

Оценка качества услуг
учреждений культуры