Портрет Великого магистра Мальтийского ордена

Аудиогид


118.Приписывается А.Эрарди /Alessio Erardi
Портрет Великого магистра Мальтийского ордена
( Рамон Переллос и Роккафул)
1710-1717
Холст, масло
73,0 х 58,0
Инв. Ж-57

О личности

Рамон Переллос и Рокафул (17.09.1637 - 10.01.1720) , уроженец Арагона, родом из знатной
семьи Валенсии маркизов Дос Агуас, становится LXIV Великим Магистром 7 февраля 1697 года.
Содействуя развитию культуры и коммерции, ввел политику меркантилизма, провозглашенную 4
сентября 1697 г. Обнаружив полную неподготовленность острова к отражению серьезного
противника, содействует восстановлению былой мощи Мальты: при нем возводятся новые форты (в том числе форт Рикасолли), восстанавливаются старые обветшавшие укрепления,на личные
средства магистра строятся военные корабли. По инициативе Переллоса Папа Иннокентий XII
восстановил командорства, которые были ликвидированы другими Папами. Переллосу, так же
с помощью Папы, удалось сгладить конфликт полномочий между епископом, инквизитором и
Великим магистром.
Оставил значительный вклад в развитие искусства и культуры: как часть традиционного вклада
при инаугурации, заказал на Королевской мануфактуре Гобеленов в Париже серию из 12 шпалер
фламандскому мастеру де Восу по картонам Рубенса и Пуссена, представляющие эпизоды из
жизни Христа и проповедников Церкви(Музей Собора св. Иоанна). Другие 10 ковров, оплаченные
Великим магистром, – так наз. «Индийская серия» - посвященная экзотическим растениям и
животным, создавалась для Дворца Великих Магистров (Зал депутатов в резиденции Президента
республики). По заказу Переллоса для алтаря Кафедрального собора Джузеппе Мацуолли создал
скульптурную группу «Крещение Христа».
Был первым мальтийским Великим магистром, с которым Россия при Петре I попыталась
установить политические отношения. В 1698 году принял на Мальте делегацию,
возглавляемую Б.П.Шереметевым, прибывшую с целью переговоров о создании союза
против Османской империи. 9 мая 1698 г. наградил Б.П.Шереметева орденом св.Иоанна
Иерусалимского (Большом Мальтийским крестом).
Последние три года жизни не были отмечены важными событиями: «оскудев рассудком»,
Переллос скончался 10 января 1720 г.
Изображен в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена.

Атрибуция

соответствует нумерации портрета в описи 1814-1815 годов.
В музейной документации портрет считался изображением «гроссмейстера Мальтийского
ордена», датировался II половиной XVIII века и приписывался «неизвестному художнику
итальянской школы». Н.Преснова (2002, кат.№167) на основании гравюры из собрания
Национальной библиотеки г.Валлетты установила персонаж как «Фра Раймондо Переллос LXIII».
В это определение закралось две фактических ошибки: в изображенном статусе он не «фра»
(обращение к монаху), который, естественно, не мог иметь титульного номера, к тому же Великий
магистр Рамон Переллос и Роккафул был LXIV магистром.
На основании стилистического анализа и исторических фактов портрет приписывается кисти
мальтийского живописца Алессио Эрарди. Атрибуция поддерживается куратором мальтийского
Музея изящных искусств (Валетта) и автором диссертации «Стилистический анализ живописи
Стефано и Алессио Эрарди» Бернадин Шиклуна. Алессио Эрарди (5.12.1669-22.03.1727,Валлетта) Представитель живописи мальтийского
барокко. Работал в области религиозной (монументальной и станковой) и портретной
живописи. Учась в Риме, испытал влияние живописи римского барокко, особенно Карло
Маратти. Особую известность принесли ему живописные плафоны часовни Святого
Причастия в приделе Церкви Порто Сальво (1711-1712) и плафон церкви Богоматери
Виктории (1718). Автор заказного парадного портрета Великого магистра Мальтийского
ордена (Р. Переллос и Роккафул).
Умер 22 марта 1727 г. и, по всей вероятности, был похоронен в семейном склепе церкви
кармелитов в Валлетте.

Учреждение,
подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

Оценка качества услуг
учреждений культуры